Разоблачение АЗС! Первые результаты исследования качества бензина.

7 февраля 2019

В начале года Роскачество, Минпромторг и Росстандарт запустили совместный проект, который направлен на исследование качества бензина. 

Напоминаем, что пилотным регионом для данного исследования был выбран Ставропольский край. Именно в данном регионе указанные ведомства решили «обкатать» систему и, в случае успеха перенести ее и на другие регионы.

В ходе исследования проверку должны пройти 100 АЗС. Как сообщают РИА Новости, уже больше половины участников прошли испытание и уже есть определенные результаты.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил следующее:

«Исследования качества автомобильного топлива подтвердили, что только в семи случаях из шестидесяти были выявлены нарушения обязательных требований. Большинство проб с нарушениями закуплены на небольших заправках частных предпринимателей».

Он, также, добавил, что зачастую, топливо на частных АЗС, которое заметно дешевле сетевых расценок, качественно хуже, чем бензин, который можно приобрести у крупных игроков рынка.

Данные исследования передали в Росстандарт, который применит к нарушителям санкции, вплоть до наложения оборотных штрафов.

Как проводилось исследование?

Проверки прошли на 26 сетевых (ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Лукойл», ООО «Южная нефтяная компания», ООО ПКП «Ставпромкомплект», ООО «ЮТК», ООО «Компания «Астра», ООО «Ставнефть») и 34 частных АЗС Ставропольского края.

Бензин изучили по 31 показателю качества и безопасности.

Эксперты проверяли соответствие топлива обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»), требованиям ГОСТа 32513-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия», а также по экологическим и эксплуатационным показателям.

Самым частым нарушением стало несоблюдение порядка обращения топлива на рынке — сотрудники 28 АЗС не смогли предъявить паспорт продукта, подтверждающий его качество. Это нарушение техрегламента (ст. 3 ТР ТС). Чаще всего этим грешат небольшие заправочные станции индивидуальных предпринимателей. (4 сетевые АЗС, 11 АЗС формы собственности ООО, 13 АЗС формы собственности ИП). Там, где копии паспортов предъявить смогли, треть из них была просрочена (12 АЗС).

На одной частной АЗС бензин не соответствовал заявленному октановому числу.

О чем это должно говорить автовладельцу? Октановое число – один из ключевых эксплуатационных показателей качества топлива. Оно характеризует стойкость бензина к воспламенению под воздействием сжатия: чем оно выше, тем больше давления можно оказать на топливо, не вызывая детонации.

Октановое число указывается в стандартах или технических условиях топлива, бензине АИ-92 оно должно быть не менее 92 по исследовательскому методу, и не менее 83 по моторному. По словам начальника испытательной лаборатории «ОНКО-ВНИИ НП» Александра Гордейко, несоответствие октанового числа заявленному классу может привести к уменьшению КПД двигателя, увеличению расхода топлива и разрушению поршневой группы двигателя.

На пяти АЗС нашли превышение концентрации оксигенатов. Оксигенаты - это метанол, этанол, изопропиловый спирта, трет-бутиловый спирт, изобутиловый спирт, эфирыи др. Данные компоненты расширяют ресурсы бензина и порой позволяют повысить его качество – топливо с такими добавками обладает улучшенными моющими свойствами и характеристиками горения, а также при сгорании образует меньше оксида углерода и углеводородов.

Производной от содержания оксигенатов является кислород, большое содержание которого может спровоцировать некорректную работу датчиков расхода воздуха и привести к чрезмерному окислению деталей. Согласно техническому регламенту, массовая доля кислорода в топливе не должна превышать 2,7 процента (норматив установлен для бензина экологических классов К3, К4, К5). На трех АЗС было зафиксировано превышение концентрации кислорода

Превышение допустимого содержания серы было выявлено на семи АЗС, из которых одна – сетевая и шесть частных. По словам Александра Гордейко, большая концентрация серы сокращает срок службы моторного масла и топливных форсунок.

Эксперты не обнаружили в составе бензина механических примесей и воды, способных негативно влиять на работу двигателя. Также не было выявлено нарушений по фракционному составу топлива, превышений концентрации свинца, марганца и железа, несоответствий стандартам объёмных долей монометиланилина, бензола, ароматических и олефиновых углеводородов, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

По данным Росстандарта, в 2018 году доля нарушений по физико-химическим характеристикам топлива снизилась до 9%. Так, среди сетевых АЗС она составила около 3,5 %, а среди «несетевых» организаций – 22%.

«Самые частые нарушения – «массовая доля серы», «температура вспышки в закрытом тигле», «октановое число», выявленный «монометиланилин», - уточнили в Росстандарте.

Считается, что улучшение ситуации стало результатом внедрения новых механизмов надзора на рынке и работы Росстандарта совместно с объединениями и участниками рынка, которые наладили механизмы внутреннего контроля качества реализуемого топлива. По данным Росстандарта, фальсифицированный бензин может попасть на автозаправки с баз нефтепродуктообеспечения.

Всего в 2018 году доля нарушений по физико-химическим характеристикам топлива снизилась до девяти процентов: среди сетевых АЗС она составила около 3,5%, а среди независимых АЗС — 22%

Роскачество пообещало провести аналогичные проверки в других регионах. Мы, со своей стороны, будем следить за новостями и надеется, что информация будет открытой, а самое главное объективной.